Скрыть
Раскрыть

2005. №1

Образовательная политика

5–10

В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ». В статье представлены основные подходы к построению общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), ее цели и задачи, принципы, на которых она строится.

11–39

Наступил новый век, и мы все осознаем, насколько будущее процветание нашего общества и нашей экономики зависит от системы школьного образования. В моральном плане почти все известные мне педагоги преследуют единственную цель — улучшить учебные показатели всех учащихся при одновременном соблюдении принципов справедливости. По выражению Майкла Фуллана, нам нужна система, которая поднимает планку и сокращает разрыв. Таков этический контекст моей лекции об ответственности и школьных инспекционных проверках. С середины 80-х годов ХХ века в Великобритании, США и многих других странах, в том числе — Голландии, Австралии, Канаде, Швеции и России на первый план в сфере образования вышла задача создания и реализации надежных систем ответственности и подотчетности, во многом — если не во всем — определив дальнейшее направление государственной политики в сфере образования. Основная мысль моей лекции заключается в том, что хорошо продуманная, надежно функционирующая система внешней отчетности может стать залогом реализации этой высокой моральной задачи, исповедуемой столь многими. 

An inaugural lecture in honor of Edwin Delattre, delivered at the Boston University on November 4th, 2004.

40–44

Автора доклада, профессора Майкла Барбера, недаром называют архитектором реформ образования в Великобритании. Он не только автор замысла последней реформы содержания образования в начальной школе — он последовательно воплощал эту реформу в жизнь, будучи советником госсекретаря по вопросам образования, и постоянно информировал широкую общественность о том, каких результатов добиваются школы в ходе этой реформы. Всякому реформатору известно, что если вообще не рассказывать общественности о ходе реформ, то эту функцию возьмут на себя другие — и будут выдавать предвзятое мнение противников реформы за обоснованное суждение. Поэтому нужно позаботиться об освещении преобразований самому. Однако сколько бы вы ни продумывали показатели и как тщательно бы ни выверяли информацию о переменах, происходящих в результате реформы, вас обязательно будут упрекать в том, что ваши показатели завышены, а оценки неточны.

45–54

Статья является сжатым изложением аналитического доклада, подготовленного автором по заказу фонда «Наследие Евразии» и опубликованного в 2004 году. В ее основе — обоснование необходимости отказа от устаревшего представления о том, что высшее образование способно сегодня готовить специалистов. В современных условиях оно должно быть переориентировано на выработку компетенций, позволяющих осваивать произвольное множество специализаций в ходе практики и дальнейшего дополнительного образования. Основные предложения об улучшении системы образования изложены в виде следующих тезисов: лекционная модель передачи знаний утратила смысл; обмен профессурой должен стать стандартом работы вузов; семинарские занятия эффективны лишь при условии вовлечения старшекурсников в педагогическую практику; современный вуз не может существовать без наращивания исследовательского или экспериментально-внедренческого потенциала; путь к укреплению позиций университета лежит через решение проблем городов и регионов; обретая самостоятельность, вуз или университетский комплекс может разрабатывать и внедрять собственные системы методического контроля.

Теоретические и прикладные исследования

55–69

Система образования рассматривается в статье как ряд ступеней, начиная от дошкольного образования и заканчивая вузовским. Ступени образования расположены в целом последовательно, но есть и случаи их параллельного расположения. Каждая ступень характеризуется тремя понятиями: уровнем, включающим в себя все содержание той или иной ступени, фильтром — аттестационным испытанием, определяющим переход на следующую ступень, и сигналом — свидетельством о завершении ступени, которое человек, закончивший ту или иную ступень образования, может предъявить обществу при прохождении фильтра. Особое внимание обращается на институциональные разрывы, т.е. отказы общества в доверии сигналам (например, вузы не доверяют результатам школьных выпускных экзаменов и проводят собственные экзамены, вступительные). В статье указывается на угрозу распада системы образования и встраивания в нее внесистемных институций (например, института репетиторства). Высказывается предположение, что адекватный анализ системы образования и ее эффективности требует дополнения микроэкономического подхода (в виде теории человеческого капитала) институциональным подходом (в виде теории уровней, фильтров, сигналов).

70–86

В статье анализируются стимулы российских вузов предоставлять качественное образование, которые складываются под воздействием конкуренции и сигналов с рынка труда. Показано, что в отличие от других секторов экономики либерализация и конкуренция сами по себе не обеспечивают должного уровня инвестиций в качество ни в массовом, ни в элитном сегментах высшей школы. В работе обсуждаются различные механизмы взаимодействия рынка труда и вузовского сектора, а также меры государственной политики и иные методы коррекции «провалов» образовательного рынка.

87–117

Высшее образование — это бизнес: в данной сфере производятся и предоставляются по определенной цене образовательные услуги и приобретаются необходимые для такой деятельности факторы производства. Производственная деятельность определяется технологическими ограничениями. Затраты и выручка обуславливают принимаемые решения и определяют жизнеспособность образовательного колледжа или университета в долгосрочном периоде. «Но высшее образование — это не только бизнес». В то время как в большинстве случаев имеется в виду, что данное утверждение подразумевает более благородный характер высшего образования по сравнению с бизнесом — служение более высоким и гуманным целям, — оно также может означать, что даже с точки зрения экономики высшее образование существенно отличается от бизнеса. Задача настоящей статьи — дать ответ на вопрос, как наш всесторонний опыт в области бизнеса, а также микроэкономическая теория предприятий и рынков, используемая с целью их описания, помогает понять экономику высшего образования.

118–122

Статья Гордона Винстона посвящена тем особенностям рынка высшего образования, которые отличают его от других рынков, исследуемых экономической наукой. На примере США Винстон показывает, как эти особенности затрудняют применение к рынку высшего образования стандартных подходов микроэкономического анализа.

Содержание образования

123–137

Нынешнее положение социальных наук в России двусмысленно и противоречиво. Неясны или неопределенны не только общественные ожидания в отношении социальных наук, но смутно и разнородно и профессиональное самопонимание ученых и преподавателей, их ориентации на разных социальных партнеров. Главная трудность развития социальных наук в России не в низком уровне освоения теоретического потенциала современной социологии, закрытости российских ученых от западного опыта или аморфности, эклектике самих дисциплин, а в слабости российского общества, не испытывающего нужды в соответствующем социальном знании, не высказывающего интереса к работе исследователей или их интерпретациям происходящего. Сегодня, как и в прошлом, студент практически лишен самостоятельности в выборе преподавателей и содержания предмета обучения, он не может следовать собственному интересу, поскольку оставшаяся после советского времени бюрократическая система обучения не допускает в этом отношении какой бы то ни было свободы. Поэтому в целом социологическое образование оказывается крайне неэффективным.

138–160

В статье подробно обсуждаются проблемы ЕГЭ по математике: технологии проведения и соответствие используемых КИМов общеизвестным основным характеристикам эффективных тестов (техническим, дидактическим и методологическим). Приводятся результаты исследований по определению главных параметров теста — формата и длины (количества заданий), а также времени выполнения. Предлагаются технологии проведения тестирования, позволяющие изнутри проследить всю процедуру путем хронометрирования выполнения отдельных заданий; эта неоднократно апробированная технология выгодно отличается отсутствием сбоев при сканировании бланков, является экономичной и позволяет замерять объективный уровень знаний учащихся.

Практика

161–162

Система перезачета кредитов является одним из главных инструментов реализации принципов Болонского процесса, причем ее построение и эффективное использование в содержательном и организационном плане является для российских вузов достаточно сложной проблемой. К сожалению, в отечественном академическом сообществе еще распространено упрощенное представление: если присоединение к Болонскому процессу вынуждает использовать не «часы», а «кредиты», то нужно найти свою или адаптировать зарубежную схему пересчета трудозатрат и предъявить международному сообществу нормативные документы в «кредитной» форме (стандарты, приложение к диплому, порядок признания документов об образовании и т.п.).

163–177

В статье подводятся итоги трехлетнего эксперимента по внедрению системы зачетных единиц и студенческих рейтингов в ГУ-ВШЭ. Основными результатами эксперимента являются методическая проработка, комплексная увязка и практическое внедрение системы зачетных единиц (кредитов) дисциплин учебного плана, модульной системы организации учебного процесса, многобалльной системы оценки знаний, рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

178–198

Приводятся данные репрезентативных опросов преподавателей и студентов всех факультетов ГУ-ВШЭ, проведенных студенческим клубом «Город» в рамках ежегодных мониторингов университетской жизни. В ходе опросов исследовалось отношение респондентов к таким новым формам организации учебного процесса, как: модульная система, недели самостоятельной подготовки между модулями, приоритет письменных форм контроля знаний студентов, 10-балльная система оценок, накопительная система оценок, рейтингование студентов и преподавателей. В целом исследование показало лояльное отношение и преподавателей, и студентов к нововведениям в ГУ-ВШЭ, однако, по ряду позиций сохраняются амбивалентные оценки и расхождение мнений.

199–225

В процессе модернизации российского образования профессиональное сообщество сталкивается с многочисленными проблемами; одна из них — отсутствие надежной системы оценки качества образования в школе. Поскольку реальный уровень и качество образования в стране не известны, участники образовательного процесса и потенциальные инвесторы не в состоянии определить «ликвидность» учебных заведений. Как показывает практика международных образовательных систем, для решения указанной проблемы «с нуля» требуются десятилетия. Между тем, система оценки качества образования, характеризующаяся необходимыми свойствами, уже разработана и успешно функционирует в рамках Организации Международного бакалавриата, в которую вместе с сотнями школ в 119 странах мира входят и девять российских образовательных учреждений. Опыт функционирования этой системы, несомненно, представляет интерес; его осмысление и применение вполне может оптимизировать аналогичные внутрироссийские процессы.

226–234

Интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Еленой Геворкян.

Дискуссия

235–263

В конце 2004 года были получены последние результаты крупнейших международных исследований — PISA и TIMSS, которые показывают качество российского школьного образования в сопоставлении с образовательными достижениями развитых стран мира. В результатах полученных исследований видна неприятная для нашего образования тенденция. По данным PISA, мы оказались в нижней части списка: Россия постепенно показывает все более скромные результаты. По данным TIMSS, в российском образовании также наметилась ухудшающаяся тенденция. Министерство образования и науки РФ несколько лет проводит широкий эксперимент по Единому государственному экзамену. В рамках этой национальной системы сопоставления качества образования также получены определенные данные, которые заставляют по-новому взглянуть на состояние нашего образования. На «круглом столе» Российского общественного Совета по развитию образования, который состоялся 3 февраля 2005 года, главной темой обсуждения стал вопрос: конкурентоспособна ли наша школа? Участники дискуссии говорили о возможностях и принципиально важных направлениях развития российской системы образования, роли и качестве международных исследований и степени их востребованности в нашем образовательном сообществе. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы заседания.

Статистика и социология образования

264–275

В данной работе представлены результаты исследования, проведенного Левада-центром* и ГУ-ВШЭ для Федерального агентства по образованию. Целью данного исследования являлось изучение требований работодателей к профессиональной подготовке работников. В его рамках проводился опрос руководителей предприятий и организаций шести основных секторов экономики (за исключением сельских районов).
На предприятиях исследуемых секторов экономики занято около половины работающего населения России, поэтому по данным исследования можно также судить о массовых тенденциях и требованиях к работникам на российских предприятиях и одновременно выявить специализированные запросы предприятий отдельных секторов экономики.
Помимо сравнения предприятий различных отраслей, мы стремились также исследовать характер запросов предприятий разной степени успешности. С помощью определенного набора оценочных индикаторов была сконструирована стратификационная модель, согласно которой предприятия классифицировались как «неуспешные», «средние» или «успешные». «Неуспешные» предприятия имеют более чем скромные показатели экономической деятельности, и для них характерны процессы «сворачивания» производственной деятельности. Имея весьма ограниченные ресурсы, эти предприятия обрастают целыми «гроздьями» социально-экономических проблем (низкая оплата труда и сокращение работников, отсутствие средств на модернизацию оборудования, невыплаты по обязательствам и т.д.). И наоборот, «успешные предприятия» — это предприятия, имеющие достаточные финансовые ресурсы для проведения реструктуризации, для внедрения новых технологий, для перехода на выпуск новой продукции, для активного расширения сферы своей деятельности. Успешные предприятия, занимающие лидирующее положение и задающие динамику экономического развития, одновременно становятся ориентирами и на рынке труда. В рамках данного исследования удалось выявить Статистика и социология образования и охарактеризовать наиболее значимые различия в запросах на рынке труда успешных предприятий по сравнению с большинством других («массовым» потребителем), а также оценить степень удолетворенности работодателей из «успешного» сектора качеством подготовки рабочей силы на рынке труда в настоящее время.

*Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

276–303

Представленная статья посвящена анализу некоторых гендерных проблем системы образования в современной России. Часть этих проблем существуют давно и сегодня еще более обостряются. Другие — возникли недавно, как следствие социально-экономических изменений в стране вообще и функционирования самой системы образования в частности. В работе анализируется динамика гендерного состава учащихся разных уровней образования (общего и профессионального); показано, что в настоящее время уровень образования российских женщин превысил уровень образования мужчин и в ближайшем будущем этот разрыв будет увеличиваться; показывается, что на всех уровнях профессионального образования происходит процесс сокращения сегрегации по специальностям обучения и отраслевой принадлежности учебных заведений (это формирует объективные предпосылки сокращения горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда); приводятся данные, подтверждающие процесс дальнейшей феминизации преподавательского состава. Исследование основывается на данных государственной статистики.

304–319

Статья основана на материалах анкетного опроса, который был проведен Центром социологии образования РАО в 2003 году. Основное внимание в ней уделено изучению мотивации к получению высшего образования, специфике отношения студентов к качеству получаемого образования (его достаточность, фундаментальность, систематичность, современность), включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность, планам относительно будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются гендерные и возрастные различия, сопоставляются мнения студентов педагогических и технических вузов. Помимо этого показывается влияние на позицию студентов уровня их академической успешности. С помощью специально проведенного факторного анализа полученных эмпирических материалов выявлены структурные особенности изменения мотивации к получению высшего профессионально образования у юношей и девушек технических и педагогических вузов. Обнаружено, что кардинальные изменения в отношении к получению высшего образования происходят на рубеже 3-го курса и связаны с повышением роли образования как фактора личностного саморазвития. Это позволяет сделать вывод не только о своеобразии становления и развития учебной деятельности на этапе получения высшего образования, но и об определенном «кризисе учебной деятельности», который проявляется как в переоценке качества получаемого образования, так и в снижении ориентации на занятие профессиональной деятельностью, соответствующей профилю вуза.

Архив

320–322

В данном разделе мы представляем уникальные документы: неопубликованные фрагменты дневников и записных книжек В.О.Ключевского 1904-1905 годов. В них анализируется логика драматических событий того времени, а средоточием размышлений становится тема культуры и образования как спасения от разгула неуправляемых исторических сил. Вопросы университетского образования, раздумья над тем, что есть история, какова роль университета в русской политической жизни связывают в единое целое разрозненные наблюдения, попадающие в черновые записки, благодаря чему дневниковая хроника обретает характер истории идей.

323–330

Дмитрий Андреевич Толстой (1823–1889) — государственный деятель, в 1865–1880 годах оберпрокурор Синода, с 1866 года — одновременно министр народного просвещения, в 1882–1889 годах — министр внутренних дел и шеф жандармов, коллекционер. По свидетельствам современников — один из интереснейших, сложнейших, парадоксальных людей своего времени. Его государственные способости, острый, наблюдательный ум признавали такие разные люди, как М.Погодин и И.Гончаров.

Книжные обзоры и рецензии

331–336

Обзор «Взгляд на образование: Показатели ОЭСР» представляет собой наиболее полный сравнительный межстрановый количественный и качественный анализ развития образовательных систем в странах ОЭСР. Проводимый на основе единых индикаторов и единой методики ОЭСР, этот анализ позволяет оценить эффективность, качество, доступность образования в конкретной стране по сравнению с другими странами ОЭСР и при необходимости внести коррективы в проводимую на национальном уровне образовательную политику, привлечь дополнительные ресурсы для того, чтобы сделать ее в большей степени отвечающей социально-экономическим потребностям общества. Обзор выпускается ежегодно под эгидой Директората ОЭСР по образованию при участии Центра по образовательной статистике и индикаторам развития образования (INES) и Секретариата ОЭСР на основе официальных данных, предоставляемых правительствами стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, участвующих в проведении этого межстранового анализа.

337–346

25 января 2005 г. Московскому университету исполнилось 250 лет. Нынешний юбилей особенный. Эта дата связывает воедино огромное множество исторических событий и имен, охватывая собой практически все области культуры, образования, науки, государственной, общественной и международной жизни страны. Не случайно, 25 января 2005 г. вышел Указ Президента Российской Федерации (№76) объявивший этот день — Днем российского студенчества.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»